logo

Национальная экономика - стр. 2

происходило быстрое развитие инфраструктуры, управляемой исходя из датских интересов, датчане могли более эффективно функционировать, чем «местные»... эти датчане, число которых в зависимости от сезона колеблется между 5 и 10 тысячами человек и которые заняты в различных «службах» и в частном сектор стали фактически привилегированным классом в Гре: ландии, классом, который, как и в каждой стран присвоил себе тот авторитет, который ему необходи Поддерживая друг друга, они в состоянии «провернуть любое дело через местные власти. Они заинтересован-в сохранении статус-кво и на последних выборах прило жили большие усилия к тому, чтобы не допустит слишком сильного проявления новых гренландских п~ литических течений. В связи с расширением самоуправ ления коммун они теперь позволяют избирать себ в правление коммун, чтобы сохранить свое влияние.. Они не хотят быть интегрированными в гренландск общество, а изолируют себя от него, остаются сам собой и не желают общаться с гренландцами, изуча гренландский язык. Они рассматривают себя как чуж дый элемент, который, естественно, стремится вернутьс «домой» и считает годы и дни до того момента, когд будет собрано достаточно, чтобы вернуться с «монетой» Короче говоря, они ведут себя и действуют как обычны колониальный «высший класс». Есть, конечно, и люд идеальных побуждений, но они растворяются в общ массе». Обращаясь к датскому читателю, А. Ольсе в отношении нынешнего положения гренландцев гово рит следующее: «Как могут чиновники и политики, и те кто стоит за ними, с их экономическими и политико стратегическими интересами, прийти к чудовищной мыс ли, что можно «нормализовать» или «данизировать Гренландию и гренландцев так, чтобы она реальн стала «Северной Данией» или «Малой Данией», бе того чтобы не совершить насилие над страной и наро дом...» Далее, обращаясь к гренландскому читателю, авто говорит: «...Знаешь ли ты, что поколение наших родите лей всю свою жизнь было исполнено верой в авторитет и исходило из того, что стоит лишь добиться изменени колониального статуса Гренландии с его изоляцией вакуумом импульсов и тотальным авторитарным чи новничьим управлением, как наступит «равноправие: с датчанами и прекрасное будущее для гренландце в Гренландии. Поэтому большинство взрослого населе

Перейти к разделам: Глазами географа

Литература - стр. 1
Из значительных изданий второй половины XIX — начала XX в. можно назвать сборник 105 стихов и песен К. Ю. Спиндлера «Эринюгкат иутидлит 105» (эта книга была необычайно популярна во всех уголках Гренландии, песни из нее стали народными) и четырехтомное двуязычное издание эскимосских мифов и преданий «Калатдлит окалугтуаллиат» — труд всей жизни X. Ринка.
Литература - стр. 2
Крупнейшим эскимосским поэтом первой половины XX з. был X. Лунд (1875—1949 гг.). Обладая большим поэтическим талантом, будучи одаренным художником I и композитором, X. Лунд особенно активно поднимал I в своем творчестве вопросы будущего Гренландии. Своя ими стихами он звал к борьбе с архаизмами в обычаях и предрассудками в морали, к возделыванию земли и разведению скота, к сохранению эскимосского языка в чистоте и превращению его в государственный. Пуб- I лицистический заряд, присущий его лучшим творениям, попал точно в цель, возможно, потому, что X. Лунд был и политиком, защищая интересы земляков, как член ланнсрода. Лирические же произведения, часто положенные им на свою музыку, внешне далеки от жгучих , проблем острова. Они проникнуты любовью к родному краю, как и его великолепные акварели, темой для которых чаще всего служило побережье в безветренную погоду. В 1939 г. Лундом было написано стихотворение. . «Наша древняя родина», одухотворенное идеей общноИ сти всех эскимосов и ставшее национальным гимновЯ гренландцев.
Табу - стр. 1
Указанные правила, предписания, табу имели единственную цель — благо коллектива. Закону стойбища должны были подчиняться все; личные интересы индивидуумов ежечасно и ежеминутно приносились ему в жертву. Как весьма многозначительно шутит К. Бир-кет-Смит, «самостоятельное мышление было еще более редкой птицей в Гренландии, чем на наших широтах». Поэтому в корне неверны утверждения некоторых авторов, которые, касаясь социальных перемен, связанных с победой новых экономических отношений, рисуют старое гренландское общество как в высшей степени гармоничное, гуманное, демократическое и даже сожалеют о его распаде. Законы этого общества были жестоки, а нарушения их часто карались смертью2.
© Все права защищены!