logo

Доходы - стр. 1

Низкие доходы гренландцев объясняются помимо этого неравномерным распределением выделяемых для оплаты труда средств между лицами гренландского и негренландского происхождения — здесь действует так называемый критерий места рождения, согласно которому труд всех лиц местного происхождения (неважно, эскимосов или датчан) тарифицируется ниже, чем труд «южан» из Скандинавии, временно работающих на Севере. Согласно закону от 27 мая 1964 г., разница в ставках местных и приезжих специалистов с высшим образованием равна 20 % у учителей — 14 %; местные техники получают 50—55 %, квалифицированные рабочие — 60—65 %, необученные рабочие — 50 % от ставки приезжих). «Ножницы» эти хоть несколько и выравниваются налоговой политикой (местные жители свободны от уплаты налогов, достигающих 40—55 % от жалованья приезжих), но полностью не исчезают никогда. Труд приезжих не только выше оплачивается — они пользуются такими льготами, как бесплатные квартиры, отопление, бронирование жилищ в Дании и пр. После 2 лет работы на острове от налогов освобождают и их, и реальные заработки законтрактовавшихся начинают превосходить датские нормы почти вдвое.

Отсутствие равенства в плате за равный труд давно подвергается ожесточенной критике как в Гренландии, так и в Дании. Противники сложившейся пРаКе. справедливо утверждают, что место рождения тру гося — совершенно случайный критерий в разработке норм оценки человеческой деятельности. Они предлагают поднять уровень оплаты местного населения до уровня приезжих или, наоборот, срезать «полярные» надбавки с заработной платы последних. Датская адми-1 нистрация острова (как, впрочем, и новое, эскимосское правительство) ни разу даже не пыталась прибегнуть-к первому выходу, не желая переводить в фонд потребления капитал из фонда накопления, поставляющего средства для общего социально-экономического развития Гренландии. Попытки же прибегнуть ко второму выходу окончились неудачей: вспыхнувшие в 1977 г. забастовки наиболее низко оплачиваемых приезжих специалистов (учителей, телеграфистов и машинистов) сопровождались угрозой разорвать контракт и вернуться в Данию, если выплата «полярных» не будет во- зобновлена.

Перейти к разделам: Глазами географа

Учение о душе - стр. 1
Довольно сложно учение о душе. Самого опре кии понятия «душа» у эскимосов нет, она не единЯ а множественна (чаще всего троична). Та часть ее, что зовется Тарнек, является носителем самосознания и рЯ зума; она может временно покинуть тело, если на то будет воля шамана (имеется в виду гипнотическое.; состояние); Анерек поддерживает тепло и дыхание Я теле (куда он девается после смерти — неясно). НакЯ нец, душа имени человека, Атек, земной мир вообще нЛ покидает, но переселяется в новорожденного, получаЯ щего имя умершего. Тарнек улетает из тела через- 4—5 дней после смерти, но попадает в одно из загробных царств (небесное или подводное) лишь через год, когда очистится от земных «соков». Теоретически Тарнек мЯ жет вернуться в любое живое существо, но в большиЯ стве мифов она переселяется в людей.
Здравоохранение - стр. 1
Лишь начиная с 1950-х годов можно говорить о качественных переменах в гренландском здравоохранении. На территорию нового амта датского государства прибыла комиссия, признавшая нецелесообразность модернизации примитивных амбулаторий. Было решено целиком обновить всю больничную систему. Для руководства как строительством, так и работой больниц было образовано Управление здравоохранения Гренландии, которое распоряжалось отпускаемыми средствами, исходя из местных нужд.
Логика эскимосов - стр. 2
Наряду с глубокими и тонкими знаниями о природе (по точности своей сближающимися с научными) сознание эскимосов вмещает и фантастические представления о мире, т. е. всевозможные суеверия, мифические объяснения ряда явлений и т. д. Неверным будет утверждение, что подобный склад ума отличен от европейского — и европейцы прошли эту стадию духовного развития (верующие же люди и поныне отчасти находятся на ней). Порождение подобных представлений — плод коллективного мышления, так же как реальные познания — результат индивидуального опыта. Это разделение в сознании человека (на фантастическую и реальную части) характерно не только для эскимосов. Другими словами, мы не можем по этому признаку разделить типы сознания на «эскимосский» и, скажем, «евро-американский».
© Все права защищены!