logo

Час выбора - стр. 2

Выгодно отличаются от них датские и гренландские ученые-марксисты, дающие последовательно аргументированную картину сегодняшнего социально-экономического и политического положения Гренландии и строящие на этой основе модели реально возможных путей развития острова в будущем . Теоретические выводы советских ученых — специалистов по проблемам развивающихся стран, содержащиеся в их фундаментальных трудах последних лет, также позволяют исследователю подойти к проблематике «гренландского вопроса» на новом, более высоком научном уровне.

Общесоциологические законы, согласно которым развивается то или иное общество, связаны с экономическими, политическими и идеологическими факторами, из которых решающую роль играют первые, базисные. Поэтому, очевидно, целесообразно основать такой анализ именно на экономических отношениях Гренландии и Дании; лишь на этой основе можно уяснить себе возможные перспективы развития взаимоотношений в будущем, возможности направления национальной стратегии развития в целом.

В настоящее время Гренландия зависит от Дании прежде всего экономически. Эта зависимость дает о себе знать во всех социальных планах — от частного, семейного (ныне немыслимого без ставших необходимостью государственных систем здравоохранения и образования, дотаций в виде пособий на детей и пенсионеров, стипендий учащимся, без достигнутого уровня заработной платы) до общегренландского (кроме государственного сектора, составляющего 2/3 всей экономики, Дания содержит за свой счет администрацию и большую часть инфраструктуры острова). Заметим сразу же, что отойти от Дании полностью, отказаться от дат

Перейти к разделам: Глазами географа

Природные различия - стр. 1
Природные различия существенно проявляются и в пределах близлежащих территорий. Например, на юго-западном побережье летом преобладает прохладная дождливая погода, и там растут лишь травы, мхи и лишайники. Однако в вершинах долин и фьордов, где имеется надежная защита от ветров и немало солнечных дней, могут произрастать береза, рябина, ива и можжевельник, образующие небольшие рощи. В отдельных местностях здесь возможно земледелие и животноводство.
Партии Дании - стр. 1
Компартия Дании настаивает на том, чтобы природные сырьевые ресурсы Гренландии, источники энергии, торговля и другие области, составляющие материальную основу существования гренландского народа и его культуры, не передавались в эксплуатацию дат
Телевидение - стр. 2
Следующее значительное изменение в школьном деле произошло в 1950 г. Согласно новому закону, школа отделялась от церкви, вводилось обязательное семилетнее образование. Для выпускников открывались двухлетние курсы, готовившие их к поступлению в четырехлетнюю реальную школу, аналогичную датской. Датский язык был одним из предметов в начальных классах, а в старших на нем преподавали все предметы, кроме эскимосского языка и закона божия. Усиление роли датского языка произошло в результате настойчивых требований родителей выучить их детей языку, могущему стать средством контакта с окружающим миром и общей основой для культурного развития страны. Но часть гренландской общественности не была удовлетворена подчиненным положением в школе эскимосского языка; проблема эта бурно дебатировалась на всех Уровнях в течение последующих 15 лет. Выработанный в ходе дискуссии школьный закон 1967 г. предусматривал возможность получения десятилетнего образования, срок обучения в реальной школе сокращался до 3 лет, приготовительные классы остались двухлетними, прием в них был открыт для выпускников 6—7-х классов. Система дошкольного образования предусматривала учреждение подготовительных групп везде, где заявление подадут не менее 10 местных жителей. Для детей из мелких стойбищ расширялось строительство школ с интернатами. Эскимосский язык становился языком преподавания, но предусматривалась замена его датским в начальных классах, если того пожелает родительский комитет или в случае нехватки говорящих по-эскимосски преподавателей.
© Все права защищены!