logo

Час выбора - стр. 1

Социально-экономическая ситуация Гренландии отличается от положения, в котором находится большинство стран «третьего мира». Эти отличия, как правило, «не в пользу» Гренландии, они усугубляют и без того немалые трудности на пути развития этой недавней колонии Дании. Все связанные с этими отличиями вопросы так или иначе тесно соприкасаются с проблемой государственной общности Гренландии и Дании, что неудивительно, ибо проблема целесообразности такой общности в близком или отдаленном будущем фокусирует в себе все остальные проблемы производственной, культурной, социальной жизни гренландцев — будущего их родины.

Впервые проблема общности была поставлена в конце 1960-х годов, когда молодой эскимосский народ (вернее, наиболее активная часть его) ощутил в себе силы, достаточные для того, чтобы самому решать свою судьбу. Показательно, что на этом этапе борьбы гренландцев за самоуправление вопроса о полном отделении от Дании не ставилось — впервые он возник в середине 70-х годов. Авторы различных проектов предлагали множество решений проблемы — от полного отделения острова до предложения переселить гренландцев в Данию, а остров продать (как в 1916 г. были проданы Вест-Индские острова).

Слабое место большинства этих проектов в том, что нередко они основываются на идеалистических концеп

циях, совершенно оторванных от реальной жизни. Их авторы в лучшем случае игнорируют практический опыт развивающихся стран в деколонизации и борьбе с неоколониализмом, а в худшем — оперируют ненауч- ными категориями или впадают в еще более грубые ошибки.

Перейти к разделам: Глазами географа

Табу - стр. 2
Тем не менее было бы ошибкой полагать, что нормьи и правила поведения внушались, предписывались исключительно с позиций силы, возможно, гораздо боль-} шее значение здесь имело традиционное воспитание.; Вначале мать, затем остальные члены семьи внушакш эти правила ребенку, причем делается это ненавязчиво, угрозы отнюдь не в ходу 2. Огромное значение в воспитании играет фольклор, светский и культовый (впрочем, это разделение часто весьма условно). Наиболее простая и реалистичная фольклорная форма — так называ-4 емые рассказы. Это повествование, для которого харак-? терна вольная композиция, нередко весьма значитель" ный размер (рассказ может длиться практически бесконечно, так как к одному сюжету совершенно есте-! ственно присоединяется другой; чаще всего это бывает в пургу или другие периоды длительного бездействия).! Сюжетов рассказов множество, излюбленные — о приключениях охотников, о людях необычного поведения,-; об убийствах, состязаниях, голодных периодах, путеше- ствиях, культовых мистериях.
Телевидение - стр. 1
Готхобский киноцентр подчинен Гренландскому союзу просвещения. В его задачу входят покупка и распространение фильмов между 73 киноточками острова-97 % населения может смотреть фильмы в своем город" поселке, стойбище.
Доходы - стр. 1
Низкие доходы гренландцев объясняются помимо этого неравномерным распределением выделяемых для оплаты труда средств между лицами гренландского и негренландского происхождения — здесь действует так называемый критерий места рождения, согласно которому труд всех лиц местного происхождения (неважно, эскимосов или датчан) тарифицируется ниже, чем труд «южан» из Скандинавии, временно работающих на Севере. Согласно закону от 27 мая 1964 г., разница в ставках местных и приезжих специалистов с высшим образованием равна 20 % у учителей — 14 %; местные техники получают 50—55 %, квалифицированные рабочие — 60—65 %, необученные рабочие — 50 % от ставки приезжих). «Ножницы» эти хоть несколько и выравниваются налоговой политикой (местные жители свободны от уплаты налогов, достигающих 40—55 % от жалованья приезжих), но полностью не исчезают никогда. Труд приезжих не только выше оплачивается — они пользуются такими льготами, как бесплатные квартиры, отопление, бронирование жилищ в Дании и пр. После 2 лет работы на острове от налогов освобождают и их, и реальные заработки законтрактовавшихся начинают превосходить датские нормы почти вдвое.
© Все права защищены!