logo

Система образования - стр. 1

Предусматривается создание в Гренландии нескольких «курсовых школ» (11-й и 12-й классы), где основное внимание будет уделено важнейшим предметам, входящим в «студенческий экзамен». Такое отделение «курсовых школ» от основной школы должно, по мысли эскимосских педагогов, препятствовать влиянию датской школы на гренландскую в области как объема, так и содержания программы. Новая программа устранит Ряд трудностей, до сих пор считавшихся непреодолимы

ми, поскольку общественность требовала, чтобы школяШ в одно и то же время не отчуждала учеников от обще- I ства, к которому они принадлежат, и готовила иЯ к жизни в обществе будущего.

Существенным дополнением к гренландской системе образования является возможность завершить его в ДаЯ нии. Широкое распространение эта практика пс. а в 1950-х годах в основном в области профтехобразовЯ ния по причине неразвитости гренландской системиИ подготовки рабочей силы. С 1970 г., в особенности послдИ открытия центральной профшколы в Готхобе, числЯ эскимосов, обучающихся в Дании, резко упало.

В настоящее время в различных датских средниЯ профтехучилищах постоянно обучается 600—800 молоЯ дых эскимосов. Все виды обучения и обеспечения иЯ бесплатны. В Хеллерупе имеется Центральный клуЯ гренландского землячества, учрежденный еще X. РинЯ ком более 100 лет тому назад,— «Гренландский домЯ История гренландского здравоохранения (если мЯ исключим из нее знахарскую деятельность шамановЯ имеет свои истоки в эпохе первых датских миссий на острове. Лекари миссий были невысокой квалификации; I иногда в случаях эпидемий заразных болезней сюдЯ выезжали опытные датские доктора. Визиты их были-недолгими, но, используя последние достижения тог-1 дашней медицинской науки, они часто оказывали местному населению довольно действенную помощь. I Как свидетельствует К. Биркет-Смит, смертность среди эскимосов в начале XVIII в. резко уменьшилась. Самой опасной эпидемией столетия оказалась оспенная (конец XVIII в.), но всего лишь через три года после того, как англичанин Дженнер сделал сообщение об открытии им противооспенной вакцины, прививки были широко про- ведены в Гренландии и привели к тому, что опасности повторения эпидемии исчезла.

Перейти к разделам: Культура

Учителя - стр. 1
Повышались требования и к эскимосским учителям — они должны были теперь иметь кроме семинарского десятилетнего, или «реального», образования! специальную четырехлетнюю подготовку, причем один курс проходить в Дании. Такое образование давало им права, равные с правами датских учителей.
Национальная экономика - стр. 3
ния Гренландии было радо и глубоко благодарно, когда в 1953 г. было предпринято изменение конституции, и оно было полно верой в самого себя и в будущее... Но то, чего они не знали (и их нельзя упрекнуть в этом), и то, что, по всей очевидности, знали датские чиновники и политики, заключалось в том, что формальное юридическое равенство без реального равенства в образовании, в техническом, экономическом, культурном и других отношениях — это позорное и унизительное неравенство... Была запущена в ход огромная машина. Были созданы новые учреждения. Благодаря крупным и эффективным капиталовложениям в здравоохранение был искоренен туберкулез. Все планирование было передано в руки технократов, которые быстро сообразили, что в стране слишком много мелких поселений, чтобы эффективно решать задачи. Поэтому нужно было ликвидировать как можно больше стойбищ и переселить население в более крупные «города» — естественно, добровольно. И люди переселялись «добровольно», когда видели, что ни гроша не вкладывается в их поселения, и особенно когда закрывались магазины...»
Электроэнергетика - стр. 2
В условиях энергетического голода интересным представляется использование энергии ветра. Но она годна лишь как дополнительный источник, так как пока не решена проблема ее аккумуляции.
© Все права защищены!