logo

Учителя - стр. 2

Основная проблема гренландского образования ле- жит ныне в программно-методической плоскости. Со-* держание и функциональное направление учебных про- грамм находятся в зависимости от основной цели обуче-1; ния, характеризующейся здесь известной двойственно-: стью. С одной стороны, программа должна базироч ваться на гренландских предпосылках (это означает! усиленное изучение эскимосского языка и культуры) с другой — школа должна обеспечить для учеников возможность обучения в вузах Дании. Ситуация такова что усиление внимания к одной из сторон неминуемо?

повлечет упадок другой. Сейчас уже подавляющее число юношей, выросших в городах и поселках, не имеют навыков ни в управлении собаками, ни в охоте. Но усилить упор на преподавание традиционных эскимосских ремесел без урезывания «современной» части программы невозможно. Сокращение же «европейских» предметов программы повлечет за собой неравноправие эскимосского выпускника по сравнению с его датским сверстником в отношении дальнейшего образования, перспектив в работе и т. д. В настоящее время обсуждается законопроект, цель которого решить эту проблему, а также привести систему гренландского образования в соответствие с недавно достигнутым статусом самоуправления. Проект предусматривает обязательное девятилетнее (без учета одного дошкольного класса) образование. Для желающих продолжать обучение будут учреждены еще два класса, где особое внимание должно уделяться профориентации. Сдача экзаменов здесь будет дифференцированной в зависимости от того, где и какого рода образование желает получить выпускник десятилетки. Проблему с организацией десяти­леток на периферии предполагается решить созданием (на базе имеющихся в городах и поселках школ) филиалов-колледжей в каждой коммуне, чтобы старшеклассники не теряли ни времени на ежедневные поездки, ни возможности жить с семьей, что весьма важно для сохранения традиционной культуры общества. С этой же целью намечено повысить значение родного языка, на котором будет вестись все образование. Датский язык будет изучаться в качестве первого иностранного языка, второй (английский) язык будет изучаться лишь в колледжах. Общий уровень знаний, даваемый новой программой, должен быть аналогичным датскому, предоставляемому «народной школой» (не дающей права поступать в вузы без дополнительной подготовки и сдачи так называемых студенческих экзаменов).

Перейти к разделам: Культура

Здравоохранение - стр. 2
Другие необычные данные медицинской статистики в Гренландии, а также вопросы изменений в человеческом организме под влиянием сурового климата явились причиной начавшихся в 1968 г. обширных медицинских исследований на острове. Вначале они велись под эги-. дой международного «Северного комитета сотрудничества в арктических медицинских исследованиях», от; которого в 1970 г. отпочковалось «Датское общество медицинских исследований в Гренландии». Это общество содействует гренландскому здравоохранению не только в теоретических вопросах и планировании, нЛ и в практической деятельности врачей.
Телевидение - стр. 2
Следующее значительное изменение в школьном деле произошло в 1950 г. Согласно новому закону, школа отделялась от церкви, вводилось обязательное семилетнее образование. Для выпускников открывались двухлетние курсы, готовившие их к поступлению в четырехлетнюю реальную школу, аналогичную датской. Датский язык был одним из предметов в начальных классах, а в старших на нем преподавали все предметы, кроме эскимосского языка и закона божия. Усиление роли датского языка произошло в результате настойчивых требований родителей выучить их детей языку, могущему стать средством контакта с окружающим миром и общей основой для культурного развития страны. Но часть гренландской общественности не была удовлетворена подчиненным положением в школе эскимосского языка; проблема эта бурно дебатировалась на всех Уровнях в течение последующих 15 лет. Выработанный в ходе дискуссии школьный закон 1967 г. предусматривал возможность получения десятилетнего образования, срок обучения в реальной школе сокращался до 3 лет, приготовительные классы остались двухлетними, прием в них был открыт для выпускников 6—7-х классов. Система дошкольного образования предусматривала учреждение подготовительных групп везде, где заявление подадут не менее 10 местных жителей. Для детей из мелких стойбищ расширялось строительство школ с интернатами. Эскимосский язык становился языком преподавания, но предусматривалась замена его датским в начальных классах, если того пожелает родительский комитет или в случае нехватки говорящих по-эскимосски преподавателей.
Скульпторы - стр. 1
Первым известным эскимосским скульптором. вы- двинувшимся еще в 1920-х годах, стал Э. Бертельсен. Он соединил в своем искусстве уверенную и точную технику-, с безудержной фантазией, гротеск — с юмором. Скульптуры его земляка К. Петруссена свидетельствовали не< только о богатом воображении автора, но и о его .пор-;; ной работе над формой. Эти художники, работавшие! в XIX — первой половине XX в., были, бесспорно, высокоодаренными мастерами, но и единственными, кта смог целиком посвятить себя искусству. Начавшаяся в послевоенный период политика датской помоши непосредственно на судьбах эскимосского искусства почти: не отразилась. Общая сумма дотаций на созданий скульптурных и художественных мастерских была неве лика. Положительную роль в поддержке талантливы эскимосских художников сыграли организованные Готхобе (Нууке) Союз гренландского народного иску ства и Общество друзей Ланнсмузея. Эти организац* не только пропагандировали эскимосское искусство организовывали выставки в Гренландии, Дании и
© Все права защищены!