logo

Драма - стр. 2

Творчество молодых поэтов М. и К. Ольсенов от-; ражает мировоззрение гренландцев нового типа, получивших образование в Дании и многое заимствовавших от высокой культуры датского народа. Более конкретные проблемы современности (в основном недостатки, пороки в новых, европейского типа городах) освещены в творчестве А. Петруссена. Схожие темы (двуязычие, моральные сдвиги, некоммуникабельность) волнуют А. Меллера, А. Люнге, О. Корнелиуссена.

В целом состояние гренландской литературы краткое и точно охарактеризовал в предисловии к своей книге «Наша проза и поэзия до 1956 г.» К. Бертельсен: «Современная форма повествования развилась у нас под влиянием датской культуры. Стихотворные формы также пришли от датчан, многие стихи имеют датскую мелодику. Язык современной поэзии не нов, но что касается его ритмичности и цели поэзии в целом, то у нас они стали общими».

Однако закономерность культурного обмена, кото4 рая в общем ясна старшему поколению, не всегда принимается молодыми, не знавшими тяжелого прошлого, видящими в современности прежде всего ее недостатки и нередко пытающимися найти идеал в уто-< пии, в отказе от борьбы за прогресс Гренландии:

«Прочь от этих высоких домов, Прочь от этих людей-чудаков. Дождь? Пустяк — я в дорогу готов! Свистну я, как шаман, во всю мочь И уеду в ненастную ночь, И уеду из города прочь».

В настоящее время в Союз писателей Дании входит 50 эскимосов. Премия Союза в 1979 г. была присуждена

но

олодому гренландскому прозаику И. Росингу за цикл исторических повестей и публикаций антологий народен поэзии и прозы.

Перейти к разделам: Культура

Логика эскимосов - стр. 2
Наряду с глубокими и тонкими знаниями о природе (по точности своей сближающимися с научными) сознание эскимосов вмещает и фантастические представления о мире, т. е. всевозможные суеверия, мифические объяснения ряда явлений и т. д. Неверным будет утверждение, что подобный склад ума отличен от европейского — и европейцы прошли эту стадию духовного развития (верующие же люди и поныне отчасти находятся на ней). Порождение подобных представлений — плод коллективного мышления, так же как реальные познания — результат индивидуального опыта. Это разделение в сознании человека (на фантастическую и реальную части) характерно не только для эскимосов. Другими словами, мы не можем по этому признаку разделить типы сознания на «эскимосский» и, скажем, «евро-американский».
Учение о душе - стр. 1
Довольно сложно учение о душе. Самого опре кии понятия «душа» у эскимосов нет, она не единЯ а множественна (чаще всего троична). Та часть ее, что зовется Тарнек, является носителем самосознания и рЯ зума; она может временно покинуть тело, если на то будет воля шамана (имеется в виду гипнотическое.; состояние); Анерек поддерживает тепло и дыхание Я теле (куда он девается после смерти — неясно). НакЯ нец, душа имени человека, Атек, земной мир вообще нЛ покидает, но переселяется в новорожденного, получаЯ щего имя умершего. Тарнек улетает из тела через- 4—5 дней после смерти, но попадает в одно из загробных царств (небесное или подводное) лишь через год, когда очистится от земных «соков». Теоретически Тарнек мЯ жет вернуться в любое живое существо, но в большиЯ стве мифов она переселяется в людей.
База Туле - стр. 3
На протяжении длительной истории формирования этой горной страны реки и ледники расширили и углубили понижения между отдельными горными массивами, которые затем были затоплены водами океана. Так возникла причудливо расчлененная береговая линия со множеством островов, проливов и заливов-фьордов. К вершинам фьордов подступают концы долинных ледников, и от них часто откалываются глыбы льда, плывущие в океане в виде ледяных гор — айсбергов. Столкновение с одним из таких гигантских айсбергов в 1912 г. привело к трагической гибели парохода «Титаник».
© Все права защищены!