logo

Литература - стр. 2

Крупнейшим эскимосским поэтом первой половины XX з. был X. Лунд (1875—1949 гг.). Обладая большим поэтическим талантом, будучи одаренным художником I и композитором, X. Лунд особенно активно поднимал I в своем творчестве вопросы будущего Гренландии. Своя ими стихами он звал к борьбе с архаизмами в обычаях и предрассудками в морали, к возделыванию земли и разведению скота, к сохранению эскимосского языка в чистоте и превращению его в государственный. Пуб- I лицистический заряд, присущий его лучшим творениям, попал точно в цель, возможно, потому, что X. Лунд был и политиком, защищая интересы земляков, как член ланнсрода. Лирические же произведения, часто положенные им на свою музыку, внешне далеки от жгучих , проблем острова. Они проникнуты любовью к родному краю, как и его великолепные акварели, темой для которых чаще всего служило побережье в безветренную погоду. В 1939 г. Лундом было написано стихотворение. . «Наша древняя родина», одухотворенное идеей общноИ сти всех эскимосов и ставшее национальным гимновЯ гренландцев.

Ученик Р. Бертельсена, поэт и композитор И. ПетерЯ сен, отразил в своем творчестве все проблемы ГренлаН дии середины XX в. С одной стороны, он прославлял свою родину, эскимосский образ жизни, традиционные этику и эстетику, с другой — признавался в любвН; к «Матери-Дании», принесшей «свет своим гренлан-дцам-детям, без которого они уже не мыслят жизни». Он

призывал молодых эскимосов активно бороться за прогресс родины, овладевая для этого датским языком, приобщаясь к культуре братского народа, других стран мира. В публицистике И. Петерсена мы находим ряд положений, аналогичных разработанному в советской филологии учению о единстве мирового литературного процесса и общих закономерностях развития всемирной литературы.

Перейти к разделам: Культура

Учителя - стр. 1
Повышались требования и к эскимосским учителям — они должны были теперь иметь кроме семинарского десятилетнего, или «реального», образования! специальную четырехлетнюю подготовку, причем один курс проходить в Дании. Такое образование давало им права, равные с правами датских учителей.
Драма - стр. 2
Творчество молодых поэтов М. и К. Ольсенов от-; ражает мировоззрение гренландцев нового типа, получивших образование в Дании и многое заимствовавших от высокой культуры датского народа. Более конкретные проблемы современности (в основном недостатки, пороки в новых, европейского типа городах) освещены в творчестве А. Петруссена. Схожие темы (двуязычие, моральные сдвиги, некоммуникабельность) волнуют А. Меллера, А. Люнге, О. Корнелиуссена.
Доходы - стр. 1
Низкие доходы гренландцев объясняются помимо этого неравномерным распределением выделяемых для оплаты труда средств между лицами гренландского и негренландского происхождения — здесь действует так называемый критерий места рождения, согласно которому труд всех лиц местного происхождения (неважно, эскимосов или датчан) тарифицируется ниже, чем труд «южан» из Скандинавии, временно работающих на Севере. Согласно закону от 27 мая 1964 г., разница в ставках местных и приезжих специалистов с высшим образованием равна 20 % у учителей — 14 %; местные техники получают 50—55 %, квалифицированные рабочие — 60—65 %, необученные рабочие — 50 % от ставки приезжих). «Ножницы» эти хоть несколько и выравниваются налоговой политикой (местные жители свободны от уплаты налогов, достигающих 40—55 % от жалованья приезжих), но полностью не исчезают никогда. Труд приезжих не только выше оплачивается — они пользуются такими льготами, как бесплатные квартиры, отопление, бронирование жилищ в Дании и пр. После 2 лет работы на острове от налогов освобождают и их, и реальные заработки законтрактовавшихся начинают превосходить датские нормы почти вдвое.
© Все права защищены!