logo

Скульпторы - стр. 1

Первым известным эскимосским скульптором. вы- двинувшимся еще в 1920-х годах, стал Э. Бертельсен. Он соединил в своем искусстве уверенную и точную технику-, с безудержной фантазией, гротеск — с юмором. Скульптуры его земляка К. Петруссена свидетельствовали не< только о богатом воображении автора, но и о его .пор-;; ной работе над формой. Эти художники, работавшие! в XIX — первой половине XX в., были, бесспорно, высокоодаренными мастерами, но и единственными, кта смог целиком посвятить себя искусству. Начавшаяся в послевоенный период политика датской помоши непосредственно на судьбах эскимосского искусства почти: не отразилась. Общая сумма дотаций на созданий скульптурных и художественных мастерских была неве лика. Положительную роль в поддержке талантливы эскимосских художников сыграли организованные Готхобе (Нууке) Союз гренландского народного иску ства и Общество друзей Ланнсмузея. Эти организац* не только пропагандировали эскимосское искусство организовывали выставки в Гренландии, Дании и

: „убежом, но и материально помогали талантливым художникам и скульпторам.

В 1960-х годах гренландская мелкая пластика, стан- ковая каменная и деревянная скульптура становятся -известными в Европе благодаря нескольким выставкам. Число самодеятельных художников растет, искусству отдают свободное время целые семьи (например, известного в наше время скульптора К- Кристофферссена — его отец, мать, дочь и два сына также плодотворно трудятся уже много лет). При известной тематической цельности авторы отражают различные стороны гренландской действительности или сюжеты эскимосских преданий, их произведениям свойственно поразительное богатство стилей, способов раскрытия схожих тем, подходов к разрешению задач искусства. И критики и датская общественность, осведомленные о слабой поддержке государством художников, проявили озабоченность из-за возможности перерождения по-настоящему талантливых, больших мастеров в ремесленников, массой поставляющих на рынок изделия из клыка и меха, ничего общего с искусством не имеющие, стандартную продукцию «сувенирной индустрии».

Перейти к разделам: Культура

Доходы - стр. 1
Низкие доходы гренландцев объясняются помимо этого неравномерным распределением выделяемых для оплаты труда средств между лицами гренландского и негренландского происхождения — здесь действует так называемый критерий места рождения, согласно которому труд всех лиц местного происхождения (неважно, эскимосов или датчан) тарифицируется ниже, чем труд «южан» из Скандинавии, временно работающих на Севере. Согласно закону от 27 мая 1964 г., разница в ставках местных и приезжих специалистов с высшим образованием равна 20 % у учителей — 14 %; местные техники получают 50—55 %, квалифицированные рабочие — 60—65 %, необученные рабочие — 50 % от ставки приезжих). «Ножницы» эти хоть несколько и выравниваются налоговой политикой (местные жители свободны от уплаты налогов, достигающих 40—55 % от жалованья приезжих), но полностью не исчезают никогда. Труд приезжих не только выше оплачивается — они пользуются такими льготами, как бесплатные квартиры, отопление, бронирование жилищ в Дании и пр. После 2 лет работы на острове от налогов освобождают и их, и реальные заработки законтрактовавшихся начинают превосходить датские нормы почти вдвое.
Табу - стр. 1
Указанные правила, предписания, табу имели единственную цель — благо коллектива. Закону стойбища должны были подчиняться все; личные интересы индивидуумов ежечасно и ежеминутно приносились ему в жертву. Как весьма многозначительно шутит К. Бир-кет-Смит, «самостоятельное мышление было еще более редкой птицей в Гренландии, чем на наших широтах». Поэтому в корне неверны утверждения некоторых авторов, которые, касаясь социальных перемен, связанных с победой новых экономических отношений, рисуют старое гренландское общество как в высшей степени гармоничное, гуманное, демократическое и даже сожалеют о его распаде. Законы этого общества были жестоки, а нарушения их часто карались смертью2.
Зов Лунного человека - стр. 1
Немецкий географ Ратцель сказал однажды, что коренЯ культуры народа не уходит в почву вертикальныИГ стволом, но широко ветвится в различных направлен!» ях. Необычное сравнение истоков национальной культи ры с корнями, справедливое в подавляющем больший-: стве случаев, можно применить к гренландской культуре с оговорками. Нижняя, теряющаяся во мгле веков часть этого «корня» вряд ли имела боковые побеги — эскимосы были отрезаны расстояниями или барьером холода не только от далеких очагов цивилизации Азии и Европы, но и от более близких древних культурных центров Америки — Мексики и Гватемалы. Зато верхняя, наиболее близко расположенная к нашему времени часть «корня» мощно ветвится.
© Все права защищены!