logo

Прием пищи - стр. 2

Подобные мифы обычно служат основой религии. У гренландцев комплекс их можно назвать религией с известной оговоркой: если у других народов религии свойственно наличие догм, являющихся «последним словом» в отношении сколь угодно сложных проблем, то таких догм у эскимосов нет. Зато имеются отдельные положения, возводимые на фундаменте опыта и поэтому динамичные, относительные, находящиеся в непрерывном развитии и совершенствовании.

В отношении же центральной идеи религии вообще, идеи бессмертия, ее трактовки эскимосы сближаются скорее с буддизмом, чем с христианством, поскольку считают смерть необходимым условием для возрожде

ния и новей жизни в облике животного, человЯ принявшего имя умершего, или в детях.

Жизнь в мифах рассматривается как поперемсННоЖ

пребывание всего живущего на земле и в царстве ме°е твых, в этом смысле жизнь и смерть идентичны. Так шш диалектично характеризуются свет и тьма, тепло холод, добро и зло. Кстати, добра и зла в нашем, зтиче ском, понимании здесь не существует — дни слились воедино. Добро в мифах — это все то, что не мещаЯ чередованию противоположностей,- т. е. проявлению Я глубинной взаимосвязи. То, что препятствует извечнпЯ диалектическому развитию,— зло, ибо, прерывая крЯ говорот жизни, оно препятствует возрождению. Это же ведет к самым страшным последствиям — с умершими происходят неестественные изменения, они превращаются в привидения; не до конца идет процесс преобрЯ жения — и появляются монстры (полулюди-полузвери) и т. д. Подобные неестественные по своей сути несчастья воспринимаются с ужасом, гораздо более сильным, чем страх перед смертью. Собственно, и миф о приходе светя и смерти можно рассматривать как прекращение неестественного покоя, единообразия, замену его чередовавши ем противоположностей. Кстати, свет и смерть не были, согласно этому мифу, созданы: они где-то существовали, но правильное их чередование с тьмой и жизньЯ наступило только в результате молитв. Установившийся правильный порядок и есть результат победы добро над злым началом в мире.

Перейти к разделам: Культура

Зов Лунного человека - стр. 2
Вследствие огромных размеров Гренландии и достаточной удаленности отдельных групп этноса друг от друга, а главным образом из-за различий в экологических условиях, традиционные эскимосские промыслы были не везде одинаковы. Отсюда и различия в их материальной культуре. Таких форм культуры несколько: полярная (район Туле), арктическая (западный берег севернее Полярного круга), субарктическая (к югу от Полярного круга) и переходная из арктической в субарктическую (район Ангмагссалика). С позиции общеэскимосской культуры наиболее типичной является арктическая форма. Ее характерные черты — охота на тюленя со льда зимой и весной, каячная охота (ранее — охота на кита) летом, осенью — охота на оленей, ловля форели в ручьях и озерах. Полярная культура возникла на основе охоты со льда, поскольку вода открывается здесь лишь на 1,5—2 месяца. Когда Туле «открыли» европейцы, оказалось, что здесь давно прекратились охота на оленя и ловля рыбы, эскимосы прочно забыли и каяк и умиак. Вновь эти полезные орудия труда вошли в обиход лишь после переселения в полярный дистрикт нескольких семей с западного берега. Субарктическая норма культуры представлена прежде всего орудиями труда, нужными на охоте в открытой воде. Жилища здесь группируются у проливов и фьордов; в период охоты нет необходимости в дальних переездах со всей семьей, как в Туле, поэтому собачьи упряжки менее Распространены, да и сами сани вдвое меньше, чем полярные. Именно с этой формой культуры раньше всего познакомились европейцы в XVIII в., отчего она стала более известной и превратилась в некую норму эскимосской трудовой деятельности и быта, что в общем не совсем справедливо.
Урбанизация - стр. 2
В связи с переселением гренландцев из небольших стойбищ в крупные поселки возникло много конфликтов. Сама структура традиционной гренландской общины, основанной на уважении к человеческой личности и связанной с размеренным, четким ритмом жизни, оказалась полностью нарушенной в современной урбанизированной обстановке. Переселившись в поселки, многие гренландцы стали перебиваться случайными заработками и даже превратились в люмпенов.
Размеры острова - стр. 1
В предыдущих главах этой книги Гренландия рассм риваласьв целом, без учета межрайонных различ Между тем совершенно очевидно, что такие различи существуют и что они довольно велики в пределах петрова, вытянутого на 2500 км с севера на юг и на ! 1" км с запада на восток. В этой связи надо, кстати, заметить,, что размеры свободной ото льда территории в Гренландии до недавних пор преуменьшались. В официальной статистике указывается общая площадь -лого острова—2175600 км2, включая 341700 км2 земель, нв покрытых льдом. Такие показатели можно увидеть во многих изданиях. Между тем в результате детальных, измерений по новым топографическим картам датски» географ Б. Фриструп оценил площадь Гренландии в 2 186 000 км2, в том числе свободная ото льда т, ррито рия занимает 386 000 км2. Исходя из этих даь:ныХ можно заключить, что подлинная суша в Гренландии своим размерам превышает такие европейские стра! как Великобритания, Норвегия или Финляндия, и ли немногим уступает Швеции.
© Все права защищены!