logo

Прием пищи - стр. 1

Обычно рассказывает один из членов семьи, изве- стный своей памятью и жизненным опытом. Как прави-1 ло, это происходит по вечерам (гренландцы, как и чукот-1 ские эскимосы, наиболее обильную и длительную трапе-

устраивают не в обед, а в ужин). Причем хороший

зУ Указчик произносит текст монотонно и не делая пауз, ть рассказы и несут в себе большой воспитательный ряд, но никогда не приводятся «к случаю», как притчи 3 других народов,— молодежь здесь сама должна изречь рациональное зерно из длительного, часто многопланового повествования.

На празднествах более употребительны полуфантастические, вернее, приукрашенные вымыслом рассказы о местных знаменитостях или давних происшествиях (тоже локальных); такие легенды принято называть «сагн», т. е. «сказания».

Наконец, имеются предания более широкого, универсального масштаба, которые по их культовой роли не без оснований именуют мифами. Среди них есть общий для множества народов миф о потопе (эскимосский Ной спасся не в ковчеге, а забравшись сразу на высочайший нунатак). Интересен миф о происхождении света и смерти. Вначале была тьма, но не было смерти, и люди переполнили землю, и не стало им хватать пищи. Тогда две старухи, обладавшие «силой в словах», вознесли молитвы: одна — о приходе света и смерти, другая — о неизменности мира. Верховное божество вняло просьбам обеих, и тьма стала чередоваться светом, а жизнь — смертью.

Любопытно, что в мифах эскимосов совершенно не отражены происхождение мира, земли. Земля существовала извечно, но была пустой, пока с небес не сошел человек, говорится в них, и не соединился с ней. В результате этого брака родились два мальчика, один из которых со временем стал мужчиной, другой — женщиной, от них и пошел род людской.

Перейти к разделам: Культура

Праздник - стр. 2
косторезного искусства началось лишь в последние годь,
Литература - стр. 2
Крупнейшим эскимосским поэтом первой половины XX з. был X. Лунд (1875—1949 гг.). Обладая большим поэтическим талантом, будучи одаренным художником I и композитором, X. Лунд особенно активно поднимал I в своем творчестве вопросы будущего Гренландии. Своя ими стихами он звал к борьбе с архаизмами в обычаях и предрассудками в морали, к возделыванию земли и разведению скота, к сохранению эскимосского языка в чистоте и превращению его в государственный. Пуб- I лицистический заряд, присущий его лучшим творениям, попал точно в цель, возможно, потому, что X. Лунд был и политиком, защищая интересы земляков, как член ланнсрода. Лирические же произведения, часто положенные им на свою музыку, внешне далеки от жгучих , проблем острова. Они проникнуты любовью к родному краю, как и его великолепные акварели, темой для которых чаще всего служило побережье в безветренную погоду. В 1939 г. Лундом было написано стихотворение. . «Наша древняя родина», одухотворенное идеей общноИ сти всех эскимосов и ставшее национальным гимновЯ гренландцев.
Планы Дании - стр. 3
Коммунисты Дании считают, что для развития острова необходимо кроме оказания помощи национальной экономике Гренландии целенаправленно способствовать подготовке национальных кадров в соответствии с потребностями современного общества. Эта подготовка кадров должна вестись, начиная со школьных учителей и кончая инженерно-техническим персоналом, который мог бы руководить строительными работами и производством, а также специалистами в области управления, научно-исследовательской деятельности и культуры.
© Все права защищены!