logo

Табу - стр. 1

Указанные правила, предписания, табу имели единственную цель — благо коллектива. Закону стойбища должны были подчиняться все; личные интересы индивидуумов ежечасно и ежеминутно приносились ему в жертву. Как весьма многозначительно шутит К. Бир-кет-Смит, «самостоятельное мышление было еще более редкой птицей в Гренландии, чем на наших широтах». Поэтому в корне неверны утверждения некоторых авторов, которые, касаясь социальных перемен, связанных с победой новых экономических отношений, рисуют старое гренландское общество как в высшей степени гармоничное, гуманное, демократическое и даже сожалеют о его распаде. Законы этого общества были жестоки, а нарушения их часто карались смертью2.

Вот типичное объяснение неудачи в охоте: «Медведей нет, ибо нет льда, не появившегося из-за ветра, вина чему мы, люди, прогневавшие высшие силы». Здесь, как мы видим, логическая цепь безукоризненна, хотя одно из звеньев ее фантастично.

2 Быстрая смерть была, по этим законам, предписана для стариков и новорожденных в случае угрозы голода. Да и в более благополучные времена девочек душили шнуром или оставляли умирать от голода в гробиках из каменных плит. Если этот обычай еще можно как-то оправдать инстинктивной «демографической» политикой Племени, то трудно постичь «необходимость» казней эскимосов, заподозренных в колдовстве или слегка отклонившихся от психической нормы.

Наиболее точную оценку степени свободы для кажд0 члена такого общества дает поэтому не буржуазна" наука, нередко склонная призывать к возврату к стас 4 му, застывшему, консервирующему традиционные зак0 ны и культуру образу жизни, а марксистская, спра ведливо утверждающая, что в глубинах этого обра3а жизни «человек в известном смысле был еще более порабощен, чем при рабовладельческом строе... корице того, что называется рабской покорностью, возникли значительно раньше рабства. Это не принуждение, а до. бровольное подчинение, при котором даже не брезжит помысел или ощущение какого бы то ни было протеста» .

Перейти к разделам: Культура

Суровый климат - стр. 2
Впоследствии европейцы неоднократно исследовали восточное побережье Гренландии. Особенно большое научное значение имела экспедиция под руководством Кольдевея в 1869—1870 гг., проникшая на северо-восток района. Здесь, однако, ни одного эскимоса не уда- лось найти. Причина исчезновения коренного населе-. ния на востоке Гренландии до сих пор остается загадкой для исследователей. Предполагают, что основной при- чиной был голод, но нельзя исключить и возможность их миграции в другие районы острова. Многочисленные памятники эскимосской культуры были обнаружены при археологической разведке во многих пунктах восточного побережья.
Политика - стр. 3
Представители крупного капитала Дании, вовлекшие эту страну в «Общий рынок» чтобы усилить свое господство с помощью наднациональных органов, оказались перед нелегким выбором: пойти на дальнейшее обострение отношений с членами ЕЭС или в случае допуска иностранного капитала в Гренландию (что равносильно передаче ее в распоряжение ТНК) саморазоблачиться в глазах общественного мнения Дании, что повлечет за собой утрату политического престижа среди гренландцев.
Литература - стр. 3
Традиционные мотивы характерны для творчества П. Ольсена: поэт обратился к языческому, наиболее древнему периоду народного творчества, воспевая в своих поэмах подвиги героев эскимосских преданий (цикл о Кагссакссуке).
© Все права защищены!