logo

Лодки - стр. 1

Второй тип лодок — десятиметровый беспалубный умиак, или «женская лодка», в предвоенный период все реже использовался для охоты на китов, в основном на нем перевозили грузы или отправлялись в гости. Вдоль бортов умиака привязывались пузыри, что способствовало его остойчивости. Сейчас настоящих умиаков не осталось, термин же применяют к деревянным баркасам.

При охоте на китов на носу умиака стоял лучший охотник с тяжелым гарпуном в руке. Вообще гарпунов в Гренландии существует несколько типов, но все они с поворачивающимся поперек входного канала раны наконечником. Длина древков варьирует от коротких — для бросания с каяка — до десяти метровых, используемых в парной охоте, когда у отверстия вольдустоитохот-ник с гарпуном, а его товарищ лежит, глядя в другое отверстие и приманивая тюленя свистом и шевелением гарпуна. Довольно длинен гарпун для весенней охоты, когда тюлени выползают греться на лед. Охотник, одетый в шкуру, движется по льду, с удивительной точностью копируя тюленя, пока не подберется к лежбищу на расстояние, равное длине гарпуна. Для бросания гарпуна употребляется деревянная копьеметалка — орудие, употребляемое еще только в Австралии и Новой Гвинее. Поскольку основную ценность в безлесной Гренландии представляет древко гарпуна, то его сочленение с наконечником устроено таким образом, что при резком Движении раненого зверя оно отделяется и всплывает; наконечник же, привязанный ремнем к пузырю из шку-Ры тюленя, остается в теле животного.

В последнее время на тюленя с каяка охотятся Только с винтовкой. На передней части каяка при этом Устанавливается рама с белой ширмой, которую издали легко принять за кусок льда.

Перейти к разделам: Культура

Скульпторы - стр. 1
Первым известным эскимосским скульптором. вы- двинувшимся еще в 1920-х годах, стал Э. Бертельсен. Он соединил в своем искусстве уверенную и точную технику-, с безудержной фантазией, гротеск — с юмором. Скульптуры его земляка К. Петруссена свидетельствовали не< только о богатом воображении автора, но и о его .пор-;; ной работе над формой. Эти художники, работавшие! в XIX — первой половине XX в., были, бесспорно, высокоодаренными мастерами, но и единственными, кта смог целиком посвятить себя искусству. Начавшаяся в послевоенный период политика датской помоши непосредственно на судьбах эскимосского искусства почти: не отразилась. Общая сумма дотаций на созданий скульптурных и художественных мастерских была неве лика. Положительную роль в поддержке талантливы эскимосских художников сыграли организованные Готхобе (Нууке) Союз гренландского народного иску ства и Общество друзей Ланнсмузея. Эти организац* не только пропагандировали эскимосское искусство организовывали выставки в Гренландии, Дании и
Жилища - стр. 2
Переход эскимосов-охотников от торфоземляньгаР зимних и временных летних хижин, расположенных на местности крайне разбросанно, к более современным,; размещенным более концентрированно жилищам был тесно связан с процессом перехода от охоты к рыболовству. И в настоящее время облик поселений отличается в зависимости от занятий жителей. На севере и востоке Гренландии, где охота на тюленя сохранилась, людя живут в мелких стойбищах. Напротив, в рыболовецких районах западного побережья, где наиболее развита промышленность и экономика предъявляет жесткие требования к концентрации населения, находятся самые крупные поселки острова.
Учителя - стр. 2
Основная проблема гренландского образования ле- жит ныне в программно-методической плоскости. Со-* держание и функциональное направление учебных про- грамм находятся в зависимости от основной цели обуче-1; ния, характеризующейся здесь известной двойственно-: стью. С одной стороны, программа должна базироч ваться на гренландских предпосылках (это означает! усиленное изучение эскимосского языка и культуры) с другой — школа должна обеспечить для учеников возможность обучения в вузах Дании. Ситуация такова что усиление внимания к одной из сторон неминуемо?
© Все права защищены!