logo

Зов Лунного человека - стр. 2

Вследствие огромных размеров Гренландии и достаточной удаленности отдельных групп этноса друг от друга, а главным образом из-за различий в экологических условиях, традиционные эскимосские промыслы были не везде одинаковы. Отсюда и различия в их материальной культуре. Таких форм культуры несколько: полярная (район Туле), арктическая (западный берег севернее Полярного круга), субарктическая (к югу от Полярного круга) и переходная из арктической в субарктическую (район Ангмагссалика). С позиции общеэскимосской культуры наиболее типичной является арктическая форма. Ее характерные черты — охота на тюленя со льда зимой и весной, каячная охота (ранее — охота на кита) летом, осенью — охота на оленей, ловля форели в ручьях и озерах. Полярная культура возникла на основе охоты со льда, поскольку вода открывается здесь лишь на 1,5—2 месяца. Когда Туле «открыли» европейцы, оказалось, что здесь давно прекратились охота на оленя и ловля рыбы, эскимосы прочно забыли и каяк и умиак. Вновь эти полезные орудия труда вошли в обиход лишь после переселения в полярный дистрикт нескольких семей с западного берега. Субарктическая норма культуры представлена прежде всего орудиями труда, нужными на охоте в открытой воде. Жилища здесь группируются у проливов и фьордов; в период охоты нет необходимости в дальних переездах со всей семьей, как в Туле, поэтому собачьи упряжки менее Распространены, да и сами сани вдвое меньше, чем полярные. Именно с этой формой культуры раньше всего познакомились европейцы в XVIII в., отчего она стала более известной и превратилась в некую норму эскимосской трудовой деятельности и быта, что в общем не совсем справедливо.

Перейти к разделам: Культура

Скульпторы - стр. 2
Большое значение в росте профессионализма художников имела Графическая мастерская Готхоба, благодаря которой традиции форм и цвета гренландского изобразительного искусства получили, без преувеличения, новую жизнь. Мастерская, ныне ставшая базой повышения квалификации художников всего острова, была создана в 1972 г. как художественное училище и одновременно клуб творческих работников. В мастерской преподают не только крупнейшие гренландские художники, нередко на кафедры поднимаются члены копенгагенской Академии искусств. Несколько выпускников Графической мастерской уже учатся в академии, другие организуют подобные школы-клубы в гренландской провинции. Области, в которых работают бывшие студийцы, весьма разнообразны — они стали профессиональными плакатистами, граверами, иллюстраторами, организаторами выставок и кружков, не­которые обратились к технике почтовой марки и т. д.
Учение о душе - стр. 1
Довольно сложно учение о душе. Самого опре кии понятия «душа» у эскимосов нет, она не единЯ а множественна (чаще всего троична). Та часть ее, что зовется Тарнек, является носителем самосознания и рЯ зума; она может временно покинуть тело, если на то будет воля шамана (имеется в виду гипнотическое.; состояние); Анерек поддерживает тепло и дыхание Я теле (куда он девается после смерти — неясно). НакЯ нец, душа имени человека, Атек, земной мир вообще нЛ покидает, но переселяется в новорожденного, получаЯ щего имя умершего. Тарнек улетает из тела через- 4—5 дней после смерти, но попадает в одно из загробных царств (небесное или подводное) лишь через год, когда очистится от земных «соков». Теоретически Тарнек мЯ жет вернуться в любое живое существо, но в большиЯ стве мифов она переселяется в людей.
Партии Дании - стр. 2
С 1 мая 1979 г. управление островом начало поэтапно передаваться гренландским парламенту (ланн-стингу) и правительству (ланнсстюре). В январе
© Все права защищены!